Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Коротко о ФГОС ДО
Руководство и педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приёма, перевода
Условия получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Дошкольный мини-центр
Вариативные формы дошкольного образования
"Карапузики"
"Вместе с мамой"
"Дошколёнок"
"Особый ребёнок"
"Мамина школа"
Инновационная деятельность
Государственно-общественное управление
Отчеты о мероприятиях
Оценка качества образования
УМК "Тропинки"
Школа-лаборатория инновационного развития
Направления деятельности
Лаборатория вне стен группы
Образовательное путешествие
Независимая оценка качества образования
Кадровое обеспечение
Эффективный контракт
Профстандарты
Радуга Проектов
Справочник родителя
Дорожная безопасность
Наши достижения
О нас в СМИ
Информационные ссылки
Наш профсоюз
Архив новостей
Обращения граждан
Персональные данные
Национальный проект "Образование"

"Я - маленькая часть большой Природы"

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

"Я - маленькая часть большой природы"

(Реализация образовательной модели дошкольного образования «Обучение вне стен группы») 

300px Обучение не стен

Возможность на практике, в конкретной ситуации, применить имеющиеся знания и навыки, самим породитъ/выработать новое знание, получить опыт, в полном смысле слова - прожить его, а потом переосмыслить произошедшее через участие в групповых обсуждениях -такова, суть «обучения вне стен классной комнаты».
Людмила Рождественская

Мир вступил в XXI век, научно-технические успехи ушедшего века существенно изменили образ жизни людей, сделав его более комфортабельным и свободным. С появлением удобных и легких переносных ноутбуков (а также планшетов, смартфонов и других мобильных устройств) возможности такого обучения оказались практически безграничными. Оказалось возможным фиксировать и сохранять в удобном виде результаты наблюдений и опытов непосредственно на месте события.

Владимир Вернадский в начале двадцатого века, создал учение об объединяющем человечество пространстве – ноосфере.  В нем сочетаются интересы стран и народов, природы, общества, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения мы строим сегодня концепцию устойчивого развития. Любовь к природе, ощущение своей связи с ней нельзя дать в специальном предмете, на который отведено столько то часов. Эта информация должна органично входить во все традиционные дисциплины от развития речи до физкультуры.

С позиций ноосферной концепции образование и просвещение не может сводиться только к совершенствованию дошкольных программ. Это должен быть непрерывный процесс — учащийся народ.

Условно его можно разделить на три основные этапа:

  • Воспитание должно дать ощущение единства человека с природой.
  • Образование – этап познания фундаментальных принципов природы.
  • Просвещение – понимание и сознательное отношение масс к происходящим событиям.

Коллектив ДОО  строит свою работу на  аспектах значимости природы в жизни человека.

199441 728bb9decf2e3

 Одной из форм проведения занятий, направленного на достижение этих результатов, является занятие «вне стен классной комнаты». Основная идея обучения вне стен классной комнаты состоит в том, чтобы предоставить воспитанникам возможность на практике, в конкретной ситуации, применить имеющиеся знания и навыки, самостоятельно «добыть» новые знания, получить новый опыт, эмоционально его пережить, возможно, переосмыслить во время обсуждения в группе.
Основная идея занятия «вне стен классной комнаты» заключается в том, что воспитанник совместно с воспитателем из привычной обстановки группы, выходит в повседневное окружение парка, музея, улицу, галерею, водоем, экологическую тропу и т.д.

IMG 8882

В нашем детском саду создана эколого-развивающая среда: в группах имеются уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития; занимательные экологические игры; календарь природы, материалы для познавательно-исследовательской деятельности, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, а также поделки из природного материала. В холле детского сада расположен зимний сад.
Внутри детского сада имеется экокомплекс, состоящий из:
• экологической лаборатории;
• экологической комнаты
• фитобар
• мини - теплицы;
• холла с аквариумами и водопадом.
• уголки природы
• экобиблиотека
• эко-студия
• русская изба
• конфернцзал
• издательский центр.

IMG 8908IMG 7247

IMG 7171IMG 7178

 IMG 7180IMG 7189

IMG 7190IMG 7173

На базе детско-родительского клуба «Малая академия ЭКОШИ» работает экологический театр, использование народной мудрости проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
Дошкольники совместно с воспитателями и родителями разрабатывают самостоятельные проекты по изучению экосистем, участвуют в ролевых играх. Их деятельность тесно связаны с экоцентром экологического воспитания детского родительского клуба «Малая академия ЭКОШИ». Значительная часть проектов по внеклассному обучению направлена на развитие социальных навыков, умение работать в команде, преодолевать препятствия, действовать в условиях риска и неопределённости.

 IMG 6693

Детская лаборатория детского сада оснащена: интерактивной песочницей; кинетический песок; комплекты для экспериментирования: мои первые опыты: вода и воздух, мои первые опыты: изучаем природу, мои первые опыты: с природой и окружающей средой, мои первые опыты: свет и звук, мои первые опыты: простые механизмы и постоянные магниты; электронные микроскопы; подвижный макет солнечной системы; теллурий; телескоп; интерактивный глобус «Звёздное небо»; макет «модель строения земли»; большой глобус географический; астропланетарий; комплект (интерактивная доска + ультра короткофокусный проектор + ноутбук. Для полноценной работы лаборатории педагогами была разработана программа «Академия естественных наук» со следующими блоками: «Предметный мир», «Физика для малышей», «Я и мое тело», «Мир природы на ладошках», «Удивительный мир географии», «Обсерватория». В лабораторию приходят дети, начиная со второй младшей группы, т. к. в этом возрасте ярко проявляется детская любознательность. Для фиксирования результатов наблюдений оформляются «Дневники ученых» (папки, тетради, альбомы).

IMG 7207

 

Дети учатся самостоятельно работать с современным оборудование по определению погоды на метеоплощадке детского сада (определять направление и силу ветра, температуру воздуха, измерять количество выпавших осадков), электронный микроскоп приглашает посетить неизведанный микромир. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу — сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Современные технологии позволяют представить полученные фотоматериалы не просто в виде набора фотографий, но и оформить в виде фотокниг, фотокалендарей с текстовым или звуковым комментарием. Объединенные оболочкой, фото-, видео-, аудио- и текстовые файлы составить виртуальную экскурсию, интерактивную электронную карту, документальный отчет о работе. Обучение работе с подобными приложениями проходило в форме консультаций: у детей просто возникала необходимость их использования и сразу появлялись вопросы: «Как мне сделать...?». Отсюда один шаг до самообразования – не всегда возможно мгновенное получение необходимой информации от руководителя, а интернет зачастую под рукой: правильно составленный запрос – и проблема решена.

DSC 0398

 Важный этап каждой работы – обработка полученных результатов и подготовка отчета о работе. Она проводилась в конференцзале, оборудованном необходимыми программными ресурсами, где предусмотрена именно персональная работа за ноутбуком, причем работа может проводится неодновременно, в удобное для них время, или вообще (по желанию ребёнка) самостоятельно в домашних условиях.
Заключительный – презентационный этап исследовательской работы является обязательным: дети должны почувствовать важность проведенной ими работы, востребованность полученных результатов обществом. Выступление на конференции, статья в журнале, участие в конкурсе, постерный доклад, представленный на общее обозрение, цифровой продукт по результатам исследовательской работы: интерактивная карта, страница сайта, – всё разнообразие форм служит для закрепления воспитательного и образовательного аспектов работы с воспитанниками.

DSC 0584

На первом этапе подбирается потенциально интересное для воспитанников «место обучения»: парк, городской сквер, музей, библиотека, городская улица, водоем, родник и пр. Подготовительная работа включает сбор информации (в сети Интернет, учебниках, журналах и т.п.) о предполагаемом месте обучения, поиск интересных фактов.
Следующий шаг визит к месту предполагаемого обучения. Необходимо погулять и осмотреться; подумать, чему можно научиться в этом месте; записать и зарисовать идеи, сделать фотографии интересных объектов.
На втором этапе воспитатель выбирает учебную тему, которую можно положить в основу занятия «вне стен классной комнаты». Занятие «вне стен классной комнаты» проектируется как цепочка взаимосвязанных ситуаций.
Создаются группы сотрудничества, выбираются роли в группе (например, капитан, фотограф, летописец, хронометрист, летописец и др.). Вместе с воспитанниками договаривается о правилах работы на занятии «вне стен классной комнаты». Далее проектируются учебные ситуации.
Основная педагогическая задача, которая решатся в процессе конструирования учебной ситуации это создание и организация условий, инициирующих детское действие. Основной результат - развитие личности ребенка.
Основные типы учебных ситуаций, которые мы используем в работе: ситуация проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (вырабатывается умение находить оптимальное решение; ситуация-оценка - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить свое адекватное решение; ситуация-иллюстрация - прообраз жизненной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал; ситуация-тренинг - образец стандартной или другой ситуации (предлагается описать или решить ситуацию); классическая ситуация (дастся четкое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной,); живая ситуация (берется событие из жизни воспитанников, примятое решение неизвестно, его надо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно происходило); действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту.

IMG 4395

Мобильные устройства, которые имеется в детском саду, таких как компьютерные планшеты, цифровые фотоаппараты, смартфоны, айпады, интерактивная доска, доступ к Интернет-ресурсам и др., позволяют нам организовать деятельность в различных местах, расширить и дополнить деятельность содержанием, которое непосредственно связано с контекстом и ситуацией.
На занятиях «вне стен классной комнаты» мобильные устройства позволяют обмениваться мгновенными сообщениями, определять местоположение, получать мгновенный доступ к необходимой информации, проводить фото- и видеосъемку, фиксировать результаты познавательной деятельности в документах совместного доступа и т.п.
Третий (заключительный) этап проектирования занятия «вне стен классной комнаты» предполагает организацию деятельности воспитанников во главе с руководителями групп, которыми выступают родители, социальные партнеры, воспитатели по оформлению результатов работы (итоговые презентации, текстовые документы, фотогалереи, видео истории и т.п.) и планированию представления и защиты работ воспитанников.
Защита работ воспитанников проходить на конференции «Радуга проектов», которая проходит ежегодно на базе детского сада. Лучшие работы принимают участие в региональных, всероссийских и международных конкурсах.

DSC 0773

В нашем дошкольном учреждении природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).
Дети начиная с 5 лет задействованы в проекте «Открытые сердца» и входят в состав «трудового десанта». Дошкольники украшают дворы, где живут ветераны, высаживают там рассаду, выращенную своими руками.
В конце каждого года на территории детского сада разрастается аллея выпускников. Это дети вместе с родителями сажают деревья, а потом, уже будучи школьниками, приходят на них любоваться.

IMG 6706

 Между группами проводим конкурсы: «Лучший прогулочный участок», «Лучший уголок природы», «Огород на подоконнике», тем самым обогащая развивающую предметно-пространственную среду, которая отвечает требованиям ФГОС ДО.
Местом организации такого обучения становился парк, пруд, лес, территория музея... Возможность на практике, в конкретной ситуации, применить имеющиеся знания и навыки, самим породить/выработать новое знание, получить опыт, в полном смысле слова - прожить его, а потом переосмыслить произошедшее через участие в групповых обсуждениях - такова, вкратце, суть "обучения вне стен классной комнаты".

 IMG 6579

Одним из примеров может быть занятие весной, которое предполагает пройтись по окрестностям и поискать первые индикаторы пробуждения природы, составить маршрут прогулки, описать свои фенологические наблюдения и не забыть про фотографии!

Таким образом, осуществляя интеграцию экологии во все образовательные области, через различные формы работы, создаётся целостная система формирования у детей осознанно-правильного отношения ко всему живому, умение видеть и понимать красоту окружающего мира.

IMG 8536

 1  Проект "Я - маленькая часть большой природы"
 2  Стартовая презентация проекта
 7070970  Буклет проекта